Süddeutsche Zeitung (Германия): почему важно сексуальное воспитание в начальной школе

Когда учащиеся младших классов знакомятся с окружающим миром, в число новых знаний входит и сексуальный аспект. Грубые ругательства могут отрицательно влиять на общий процесс обучения. Школам необходимо на это реагировать.

Третьеклассники Том, Айдан и Финн нецензурно выругались в адрес секретаря школы. Восьмилетний Элиас ткнул своей однокласснице куклу между ног — туда, откуда рождаются дети. А Мия и Мерием сказали Лизе на уроке труда: «Фу, крышка твоего клея похожа не презерватив!» В одном из третьих классов мальчишки устраивают друг другу «проверки на смелость», соревнуясь в том, кто ущипнет девочку за грудь или еще как-то «пристанет». Девичьи «банды», в свою очередь, гоняют мальчишек, не стесняясь даже врываться в мужские туалеты. А Рокко из второго класса хвастается, что смотрел порно на смартфоне: «А если сунуть член в задницу, то детей не будет».

Неужели ученики младших классов так себя ведут? Да, такое наблюдалось в трех школах Гамбурга — об этом рассказывали преподаватели и родители школьников. Имена детей изменены, чтобы защитить их. Не будем называть ни номеров школ, ни имен учителей. Но все эти школы расположены в благополучных районах, родители учеников, иммигранты они или нет, активно участвуют в жизни своих детей, ходят на родительские собрания. Но можно ли назвать нормальными их поведение и высказывания на тему секса?

«Это примеры неприличного поведения, — говорит специалист по сексуальному воспитанию Анника Аренс (Annika Arens). — Однако вполне нормально, что дети хотят сориентироваться и в том, что касается сексуальности». По крайней мере с третьего-четвертого класса они начинают интересоваться собственным телом, у них появляются вопросы: что такое беременность, как рождаются дети, как люди противоположных полов общаются друг с другом, пояснила эксперт семейной консультации «Про фамилиа» (Pro Familia) из Гамбурга. По ее словам, шутки на тему секса, а также «сексуализация» языка — часть психосексуального развития. «Иногда мальчики задирают девочек, иногда наоборот, ведь они хотят отличаться друг от друга, но в то же время их притягивает друг к другу».

Как между отдельными детьми, так и между разными классами царит различная динамика отношений. Если в одном классе дети постоянно проводят «эксперименты», связанные с сексуальностью и языком, то в другом этого практически не бывает. По поводу примеров из разных школ Аренс говорит: «Это зависит от того, хочет ли ребенок задеть кого-то своим поведением. Если да, то его необходимо остановить и предупредить о возможных последствиях, чтобы он изменил свое поведение». При этом следует действовать иначе, если ребенок стремится привлечь к себе внимание, демонстрируя своим поведением и языком, что он уже «взрослый». «Однако зачастую они не понимают значения тех или иных слов, и тогда взрослым нужно объяснить, что они значат», — поясняет эксперт.

Ругаясь и используя слова, обозначающие мужские и женские половые органы, дети могут сильно обижать ровесников и приводить в замешательство взрослых. Как в таких ситуациях ведет себя школа? Какие границы она определяет для учеников, проверяющих на прочность ее и самих себя? Проблема в том, что однозначного ответа на этот вопрос нет, потому что у многих школ попросту нет соответствующих концепций. В ситуации, когда школьник грубо обозвал секретаря школы, его родителей срочно вызвали в школу и провели с ними разъяснительную беседу — и это стало сигналом для всех сторон, что ребенок перешел границы дозволенного. Но реакция может быть разной: слишком жесткой, слишком мягкой, слишком односторонней — а может и вовсе не последовать никакой реакции. Как бы то ни было, одних лишь наказаний недостаточно, уверена Аренс. Чтобы дети с уважением относились друг к другу и к взрослым, с ними надо обсуждать те или иные ситуации. Однако учителям часто бывает трудно адекватно реагировать.

В учебном плане сексуальное просвещение не играет больше никакой роли

Анья Хеннингсен (Anja Henningsen), профессор сексологии университета имени Кристиана Альбрехта (Christian-Albrecht-Universität) в Киле, считает, что ответственность за это частично несет и сфера образования. «Во многих вузах сексуальное воспитание — среди второстепенных тем», — констатирует она. Тем не менее лекции Хеннингсен для будущих учителей и педагогов пользуются популярностью. «Это сигнал о том, что студенты считают необходимым разобраться в этой теме», — уверена она.

Но сами учителя зачастую так не считают. Так, сотрудник одной из трех упомянутых школ сказал родителям, что эта тема не является обязательной. При этом Конституционный суд Германии еще в 1977 году подтвердил, что сексуальное воспитание — часть «государственного заказа» в сфере образования.

КонтекстDM: сразу 17 учеников британской школы решили сменить полDaily Mail20.11.2018Сексуальное воспитание школам не нужно!Aktuálně.cz12.09.2010WP: безопасность в школах США — бизнес на миллиарды долларовThe Washington Post05.01.2019Helsingin Sanomat: «Москва стала совершенно новым опытом»Helsingin Sanomat16.12.2018DN: как в России муштруют детейDagens Nyheter29.12.2018

Еще 50 лет назад на конференции министерства образования были сформулированы рекомендации относительно сексуального воспитания, а еще примерно через 30 лет последняя из федеральных земель включила его в «педагогический план». В Гамбурге он предусматривает, что школьникам начиная со второго класса должны объяснять, что собой представляют «приятные» и «неприятные» прикосновения и как можно говорить на тему секса, не прибегая к ругательствам. «Таким образом показывают, что в рамках сексуального воспитания можно говорить не только на медицинские темы», — объясняет Беате Пролль (Beate Proll), начальник отдела земельного педагогического института Гамбурга. По ее словам, важно, чтобы учителя профессионально относились к темам, связанным с сексуальностью, и адекватно реагировали на поведение школьников.

Впрочем, по-прежнему не совсем понятно, какие, собственно, знания получают школьники. «Мы не знаем, каково качество уроков сексуального воспитания и сколько их», — говорит Анья Хеннингсен. По ее словам, сейчас ощущается нехватка финансовых средств для соответствующих исследований. Впрочем, профессору все же удалось изучить ситуацию в нескольких начальных школах. Ее вывод: «Сексуальное воспитание зависит от степени заинтересованности, компетентности и способностей отдельно взятых преподавателей». Аналогичный вывод сделали и родители: по их словам, иногда классные руководители с готовностью обсуждают с детьми темы, связанные с сексом, и реализуют соответствующие проекты. Но зачастую эта тема вообще никак не отражается в учебном плане. При этом в каждой школе Гамбурга есть специальные консультанты, которым по мере необходимости готовы прийти на помощь эксперты по защите прав детей.

Впрочем, без поддержки со стороны родителей школы могут участвовать в сексуальном воспитании детей лишь в определенных рамках. Поэтому в учебных планах различных земель констатируется, что сексуальное воспитание — совместная задача для родителей и учителей. При условии «сотрудничества на основе взаимного доверия», как это называется в Гамбурге, учителя должны соблюдать определенные правила, в частности, заранее информировать родителей о тех или иных моментах. Так, в одной из школ учительница разослала незадолго до рождественских каникул письма родителям, сообщив им, к примеру, что их дети проявляют большой интерес к теме сексуальности, и объяснив, как на это реагирует школа. По ее словам, в классе предполагается обсуждение подобных вопросов, причем с использованием соответствующей возрасту просветительской литературы. Кроме того, в классе установлен ящик, в который ученики могут анонимно бросать листочки с теми или иными вопросами, которые затем будут совместно обсуждаться. Предполагается проведение родительского собрания, посвященного данной тематике. «Родители имеют право на доступ к материалам и методам, но не должны принимать решение о том, будут или не будут обсуждаться те или иные вопросы», — говорит Беате Пролль.

Тем не менее родители зачастую активно вмешиваются. Один из учителей поведал об оживленных дискуссиях на родительских собраниях. Сексуальное воспитание может быть весьма непростым делом — многое зависит от отдельно взятого случая. По его словам, понравиться всем без исключения родителям просто невозможно. Как правило, когда поднимается вопрос о том, где дети научились такому поведению, родители обычно отвечают: «Не у нас!» Однако Анья Хеннингсен замечает: «Часто дети сызмальства копируют поведение родителей, в том числе и их отношение к собственному телу. Или просто слышат: „Тебе еще рано!»» Но тем самым родители оставляют детей наедине с этой темой, хотя те сталкиваются с ней все чаще и чаще, например, в интернете.

Насколько важно взаимодействие школы и родителей, подчеркивает Аннетт Мёллер (Annette Möller): «Когда становится известно, что у нас в третьем или четвертом классе будет обсуждаться тема сексуальности, дети всегда испытывают волнение — и радость, потому что для многих это хорошая возможность спокойно и без стеснения обсудить важные вопросы», — объясняет заместитель директора одной из начальных школ в районе Ратсмюлендамм Гамбурга. Эта школа не входит в число упомянутых в начале статьи.

Анника Аренс в свою очередь говорит, что многие родители имеют вопросы по поводу того, как им обходиться с темой сексуальности в процессе воспитания детей. Некоторые выступают за просвещение, в частности что касается многогранности проявлений сексуальности; другие опасаются, что детям знать такие вещи «еще рано», или же настаивают на том, чтобы эту тему поднимали только дома, но не в школе. Однако зачастую возникают ситуации, когда родители в силу собственного мировоззрения или просто из-за нехватки времени не занимаются сексуальным просвещением детей — и вот тогда этим должна заниматься именно школа. Ведь знания о собственном теле и чувствах позволяют поддерживать хорошие отношения с другими людьми и дают чисто физический комфорт. Кроме того, в будущем это защитит детей от венерических заболеваний и нежелательной беременности.

Однако главный мотив — защита от сексуального насилия. Просвещенные дети знают, какое поведение других людей недопустимо, и им будет проще позвать на помощь, ведь для них эта тема не является полным табу. «Основной предпосылкой для этого становится наличие хороших учителей и сексуально-педагогической концепции в каждой школе», — говорит Анья Хеннингсен. Кроме того, это, по ее словам, облегчает взаимодействие с родителями: «Школа может четко изложить свою концепцию и сказать: мы работаем вот так. И точка».

Источник: inosmi.ru

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.